Еще столетие назад было доказано, что при работе людей в группе, вклад каждого человека падает по мере увеличения количества членов группы. В психологии этот эффект получил название social loafing («эффект социальной лени»), или «эффект Рингельмана». Чем же объяснить такое снижение продуктивности индивида в группе? И можно ли с этим бороться?

Что такое социальная лень

В 1927 г. француз Макс Рингельман в результате ряда экспериментов сделал интересное открытие: если, работая один, человек выкладывается на все 100%, то в группе из трех человек его продуктивность снижается до 86%, а в команде из восьми членов — до 51%.

Социальная лень (леность) – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

То есть когда люди работают в группе, они работают менее старательно, чем индивидуально. И это актуально для всех групп, начиная от групп школьников, заканчивая научными группами.

Например, если группе объявить, что заработанная выручка пойдет на оплату общей экскурсии, то результативность группы упадет.

Есть один поразительный пример из советского прошлого: в СССР 1% земли находился в частной собственности, с этой земли советские крестьяне собирали 27% урожая. Эта цифра дает представление о размерах социальной лености тех же крестьян в колхозах.

Статья по теме  Что скрывает лень?

Почему так происходит

Вероятно, люди ленятся в группах из-за того, что не чувствуют индивидуальной ответственности, и поэтому думают, что для достижения точно такого же результата можно меньше работать. При этом в самой группе никто лентяем себя не считает. Но всегда в группе находятся «зайцы» — люди, получающие выгоду от группы, но сами не несущие никакой значимой пользы.

Также в группе уменьшается боязнь оценки. И, к сожалению, это не является стимулом для неординарных решений, которые индивидуально сложно выставить напоказ, а стимул к социальной лености. Все равно ведь никто не заметит.

Социальная лень

Если в группе есть явный лидер, то результативность индивидуумов в группе падает еще больше.

Леность увеличивается с увеличением размера группы. Например, мотивация студента к подготовке практического занятия резко падает, если в группе не 10, а 30 человек.

Группы намного меньше бездельничают, если их члены – друзья, а не чужие люди, то есть сплоченность усиливает старание.

Члены коллективистических культур (японцы, китайцы) проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур (американцы, европейцы).

Женщины в меньшей степени подвержены социальной лености, чем мужчины, так как мужская психология в большей степени индивидуалистическая.

Что делать?

Основная проблема социальной лени — это снижение мотивации в силу размазанной ответственности каждого участника группы за общий результат. Для борьбы  с таким эффектом применяют две основные стратегии:

  1. стратегия идентификации индивидуальной продуктивности — руководитель дает индивидуальные задания и учитывает личный вклад каждого в полученный групповой результат;
  2. создание духа команды — вознаграждение и поощрение группы как целостной структуры.
Статья по теме  Почему лень жить интересной жизнью

Однако реальность такова, что не всегда удается четко измерить индивидуальные результаты.

Социальная лень

Например, возьмем производственное совещание для генерирования новых идей. Как можно измерить эффективность каждого участника группы? По количеству идей? По качеству? По количеству выступлении? Проблематично. Один участник может быть сильно вовлечен в процесс, но говорить много и не по делу, а другой молча размышлять — и в конце выдать супер идею. 

Дух команды тоже довольно противоречив. На ранних стадиях создания группы эффект социальной лености практически не наблюдается. Но когда группа созревает, чувство единства слабеет. Индивид начинает мысленно отделять себя от коллектива и вместо «мы» включать «я».   В итоге группа остается целостной функционально, но не эмоционально.

Чтобы минимизировать такой эффект возможно создавать временные группы, например, под определенный проект.  В них требуется четко разделять полномочия и иметь достаточно ясную шкалу измерения эффективности работы группы —  количество продаж, заявок,  клиентов, заказов — если речь идет о продажах.

То есть в любом случае рекомендуется уточнять вклад каждого индивида в результат общей группы и поощрять каждого в зависимости от принесенной пользы.

Это могут быть даже не обязательно бизнес-проекты, нацеленные на прибыль. Возьмем, например, волонтерские мероприятия — уборка мусора. Поэтапный расклад будет тот же самый. Работа в группе со временем поубавит первичный энтузиазм. И в итоге индивид также получит размазанную индивидуальную ответственность и размазанную благодарность за помощь. Ну а группа получит минимальную помощь.

© Ravnovesie11

комментариев 5

  1. София:

    Да, такой менталитет сложился в нашем народе. Но у кого совесть есть, тот вкладывается на все 100% при любых условиях работы.

  2. Дима:

    Для того, чтобы повысить эффективность большой группы. Её делят на звенья и в каждом звене назначают старшего. Этот метод очень древний и никаких проблем с ленью.

  3. Ольга:

    Людям в нашей стране нужен строгий контроль, причём индивидуальный для каждого. Это лекарство от любой лени.

  4. Анна:

    На меня фильм произвел впечатление, ведь то что произошло в фильме вполне реально может случиться в обычной жизни и страшно представить себя на месте главных героев. Стоит посмотреть!

  5. Даниил:

    Все мы в той или иной степени ленивые, просто у кого то есть мотивация выполнять постоянно какие то действия, которые приведут к определённому результату, а у кого то этой мотивации нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *